Факультатив по русскому языку Лексика и фразеология

МОУ «Частоозерская средняя общеобразовательная школа»

Макарова Е.В., учитель начальных классов

Факультатив по русскому языку «Лексика и фразеология» 4 класс

Цель: создать педагогические условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

Задачи: 1.Расширить знания учащихся о лексике и фразеологии русского языка.

2.Обучить учащихся работе с различными источниками информации.

3.Познакомить с основами научно-исследовательской деятельности.

4.Расширить и обогатить активный словарь детей.

По завершении программы учащиеся должны знать:

1.Специфику слова как единицы языка.

2.Лексическое значение слова, группы слов по разным основаниям (многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы).

3.Лингвистические словари.

4.Основные признаки фразеологизмов.

5.Основные фразеологические словари.

Уметь:

1.Определять в несложных случаях лексическое значение слова, правильно употреблять их в речи.

2.Находить в тексте многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы.

3.Выделять в тексте фразеологизмы, использовать их в речи.

4.Формулировать учебную задачу, возможные варианты решения

5. Осуществлять сбор необходимой информации, делать выводы.

6. Пользоваться различными словарями.

7.Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Пояснительная записка

Язык – духовная, культурно-историческая ценность народа, и образование младших школьников в области родного русского языка представляет собой определяющее условие личностного, духовно-нравственного, эмоционального, интеллектуального развития младшего школьника, формирование индивидуальности ребенка.

Мировой практикой доказано, что родной язык в начальных классах – главный предмет. Через овладение языком: его лексикой, содержащей десятки, сотни общеупотребительных слов, его фразеологией – меткой, образной, поэтичной, его грамматикой формируется собственная языковая способность человека, происходит становление личности. Постоянные занятия языком обогащают интеллект.

Данный факультатив разработан для способных детей, которые нуждаются в специальных условиях организации обучения и развития, так как характеризуются более высоким уровнем любознательности, оригинальности мышления. Факультатив посвящен лексике и фразеологии. В нем рассматриваются основные единицы языка – слово и фразеологизм. Через слово и фразеологизм язык соотнесен с действительностью непосредственно, так как эти единицы служат наименованиями реалий, эмоций, отношений.

Факультатив по лексике и фразеологии имеет большое познавательное и воспитательное значение. Изучение слов и фразеологизмов расширяет знания учащихся о языке, формирует эстетический вкус, желание обогатить свой словарно-фразеологический запас. Факультатив имеет практическое значение: повышает культуру речи, развивает умение пользоваться дополнительной литературой. Программа ориентирована на языковое, эмоциональное и интеллектуальное развитие учащихся.

Программа факультатива предназначена для учащихся 4 классов, рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся в виде практической работы, а также нетрадиционных форм: занятие – путешествие, занятие – исследование, занятие – игра, лингвистический эксперимент, творческие мастерские.

В ходе реализации факультатива будут осуществляться 2 проекта: «Путешествие по стране «Лексика» и «Фразеологизмы – это интересно!» после изучения разделов «Лексика» и «Фразеология». Работа осуществляется по группам. Каждая группа выбирает продукт своей деятельности самостоятельно или с помощью учителя. Для детей, владеющих компьютером и умеющих работать в программе Word и Office Power Point, возможно создание компьютерной слайд — презентации.

Учебно-тематический план

Тема

Форма занятия

Кол. часов

1.

В мире слов, или Что такое лексика.

Беседа. Лингвистический эксперимент.

1

2.

Многозначные слова. Однозначные слова.

Практическая работа.

1

3.

Прямое и переносное значение слов.

Практическая работа.

1

4.

Слова-близнецы, Или в гостях у омонимов.

Практическая работа.

1

5.

Словари омонимов.

Практическая работа.

1

6.

Когда много общего, Или как дружат слова.

Практическая работа

1

7.

Словари синонимов.

Практическая работа.

1

8.

Упрямые барашки, Или кое-что об антонимах.

Творческая мастерская.

1

9.

Словари антонимов.

Практическая работа.

1

10.

Все ли слова для всех? (Профессионализмы).

Занятие-исследование.

1

11.

Сокровища живой народной речи. (Диалектные слова).

Занятие-исследование.

1

12.

Когда старость бывает в радость? (Устаревшие слова).

Занятие-путешествие.

1

13.

Салют новичкам! (Неологизмы)

Занятие-исследование.

1

14.

Фразеологизмы.

Творческая мастерская.

1

15.

Откуда они пришли?

Занятие-исследование.

1

16.

Крылатые слова.

Презентация

1

17.

Пословицы и поговорки.

Практическое занятие.

1

Содержание программы (34 часа)

(Из них 17 часов – проектная деятельность)

1.Лексика (1ч). Что такое лексика. Лексикология – раздел науки о языке. Слово как предмет изучения. Толковые словари.

2.Многозначные слова (2ч). Многозначность и однозначность слова. Прямое и переносное значение многозначного слова.

3.Омонимы (2ч). Омонимы. Омонимы и многозначные слова. Словари омонимов.

4.Синонимы (2ч). Синонимы. Синонимические ряды. Словари синонимов.

5.Антонимы (2ч). Антонимы. Словари антонимов.

6.Устаревшие слова (1ч). Особенности употребления.

7.Новые слова – неологизмы (1ч).

8.Диалектная лексика (1ч). Особенности употребления.

9.Профессионализмы, слова-термины (1ч).

10.Фразеологизмы (4ч). Фразеологизмы. Особенности употребления. Крылатые слова. Пословицы и поговорки.

11.Проект «Путешествие по стране «Лексика». (9ч).

12. Проект «Фразеологизмы – это интересно!» (8ч).

Проект «Путешествие по стране «Лексика»

Методический паспорт проекта.

Название проекта: «Путешествие по стране «Лексика»

Цель: расширение и углубление знаний учащихся по теме «Лексика»

Задачи:

-расширить знания учащихся о словарном богатстве русского языка;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-развитие коммуникативной компетентности через групповую работу ;

-развитие умение самостоятельно планировать работу, находить необходимый материал, анализировать, обобщать;

-развитие способности к самооценке и самоконтролю.

Форма организации проекта: групповая.

Тип проекта:

-по доминирующей деятельности: исследовательский, творческий;

-по сфере применения результатов: языкознание;

-по времени работы: среднесрочный (9 часов )

Класс: 4

Форма продуктов проектной деятельности: по выбору учащихся (варианты:

информационный бюллетень, книжка-малышка, слайд-презентация, буклет, газета)

План проекта «Путешествие по стране «Лексика»

Содержание практической деятельности

Диагностический этап

Введение в тему. Беседа «Что такое лексика?»

-Что такое лексика?

-Какие группы слов входят в этот раздел?

-Для чего нужны нашему языку омонимы, синонимы, антонимы, многозначные слова?

-Что бы вы хотели ещё узнать по этой теме?

Какие вопросы должны изучить.

1.Какие группы слов существуют в русском языке?

2.По каким признакам выделяют эти группы?

3.Что мы узнаем из словарей?

4.Все ли слова для всех?

Подготовительный этап

Чтение стихотворения П.Чеснокова «Я изучаю то, чем наш язык богат…». Обсуждение.

Организация групп, распределение обязанностей в группе, определение способа деятельности.

1 группа. Проблемный вопрос: «Какие группы слов существуют в русском языке?»

2группа. Проблемный вопрос: «По каким признакам выделяются эти группы?»

3группа. Проблемный вопрос: «Что мы узнаем из словарей? Какие лингвистические словари мы можем использовать?»

4группа. Проблемный вопрос: «Все ли слова для всех?»

Стартовая презентация учителя.

Поисково-исполнительный этап

1.Составление карты путешествия по стране «Лексика»

Карта путешествия по стране «Лексика»

-«Река Синонимов»

-«Озеро Омонимов»

-«Ущелье Антонимов»

-«Берег Многозначных слов»

2.Работа групп (поиск и отбор необходимой информации, составление каждой группой плана действий, работа над проектом и его оформлением в соответствии с выбором конечного продукта)

Оформление проекта.

1группа. Информационный бюллетень.

2группа. Газета.

3группа. Слайд – презентация.

4группа. Книжка – малышка.

Обобщающий этап

Объединение собранного материала. Подготовка к презентации: распределение ролей в группе. Репетиции групп.

Презентация проекта

Групповая защита проекта

Рефлексивный этап

Тест по теме «Лексика» (Приложение 1)

Проект «Фразеологизмы – это интересно!»

Методический паспорт проекта.

Цель: сформировать представление о фразеологизмах в русском языке, происхождении, употреблении и влиянии на речевую культуру.

Задачи:

-развивать навыки самостоятельной, поисковой и исследовательской деятельности учащихся;

-развивать коммуникативность, умение работать в группе;

-воспитывать творчески активную личность, способность к саморазвитию через самообразование;

-развивать умение оценивать собственную работу и представлять продукт своей деятельности.

Форма организации проекта: групповая.

Тип проекта:

-по доминирующей деятельности: исследовательский, творческий;

-по сфере применения результатов: языкознание;

-по времени работы: среднесрочный (8 часов)

Класс: 4

Форма продуктов проектной деятельности: буклет, книжка-малышка, информационный бюллетень, слайд-презентация.

План проекта «Фразеологизмы – это интересно!»

Диагностический этап

Введение в тему

Цель: поставить учебную задачу, определить цель и задачи работы. -Слово является основной лексической единицей. Но, как вы уже знаете, не единственной. Кроме слов, в роли лексических единиц могут выступать словосочетания и даже предложения. Задание: прослушайте 2 текста и определите, чем они похожи, а чем отличаются.

Наш Алексей человек своеобразный. Всех обманывает, говорит, будто очень занят, а сам же целый день ничего не делает, а если и делает, то все с ленцой, плохо. На собрании его отругали. Теперь придется ему хорошо подумать и начать работать.

Наш Алексей человек себе на уме. Всем очки втирает, говорит, будто очень занят, а сам же целый день лодыря гоняет, а если и делает, то все через пень колоду валяет. На собрании задали же ему жару! Теперь придется ему шевелить мозгами и работать, засучив рукава.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст