Факультативный курс Я – Гражданин России 4 класс система Занкова

Особенности факультативных занятий по курсу «Я – гражданин России (Моё настоящее и далёкое прошлое)».

В системе развивающего обучения Л.В. Занкова существенная роль в процессе расширения возможностей активизации школьников в усвоении знаний, в их личностном и развитии отводится интегрированным курсам, рассчитанным на укрепление межпредметных связей и содействие целостному отражению действительности.

Достаточно сложные и многогранные задачи, на которые ориентирована педагогическая система Л.В.Занкова, предполагают не только многообразие организационных форм урока, но и введение интеграции обще — развивающего компонента во внеклассную деятельность. При этом общая ориентация на развитие личности позволяет говорить об особой роли факультативных курсов, внеклассных мероприятий, позволяющих ученику максимально проявить свою индивидуальность и реализовать свои потенциальные возможности.

Интегрированный курс «Окружающий мир» ( в системе Л.В. Занкова – «Мы и окружающий мир», «Окружающий мир») объединяет естествоведческие и обществоведческие знания, содействуя органическому взаимопроникновению знаний по географии, биологии и истории, формируя целостную картину мира (чему Л.В Занков, раскрывая общее развитие школьников, придавал особое значение).

Своеобразие и определённая сложность проблематики курса «Окружающий мир» обосновывает создание факультативных курсов. В частности, факультативного курса «Я – гражданин России», цель которого состоит в расширении общественно-значимых знаний ребёнка о самом себе с дополнением знаний по истории – о нашем далёком и недавнем прошлом, о социальном начале человека, о его становлении и развитии с опорой на опыт и уроки прошлого.

Чем сознательнее ребёнок усвоит определённый минимум историко-общественных знаний, тем быстрее он займёт личностно-гражданскую позицию, тем более адекватно и активно он будет действовать в сложной противоречивой, далеко не всегда предсказуемой системе отношений «Я – моя страна – мой мир».

Цель факультативного курса конкретизируют следующие задачи:

-содействие ребёнку в понимании особенностей общественных отношений в семье, в городе или деревне, в селе – в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира;

-воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности истории своей страны;

-помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определённые права и требующему исполнения определённых обязанностей; воспитание основ правового сознания;

-воспитание толерантности, уважения к ценностям иных народов, культур, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека;

-обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими усвоению определённых норм морали, нравственности. В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определённых фактов и понятий, но в основном в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребёнка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Факты и представления – при их осмыслении – содействуют формированию более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний.

Курс «Я – гражданин России» состоит из двух частей. Первая часть изучается в 3 классе. Для учащихся составлен учебник-хрестоматия Н.Я. Чутко «Я – гражданин России (Я – моя страна – мой мир)», в котором авторский текст соединён с отрывками из документальных источников, литературных произведений, рассказов, сказок, мифов. Вторая часть курса изучается в 4 классе. Здесь линию углубленного знакомства школьников с окружающим миром продолжает учебник – хрестоматия «Я – гражданин России (Моё настоящее и моё далёкое прошлое)», который может быть использован на уроках, непосредственно посвящённых окружающему миру, но в основном на факультативных занятиях. Я считаю, что данный учебник представляет собой вариант актуализированного материала для учителя современной модернизирующейся школы. Он помогает организовать содержательный современный урок по курсу «Мы и окружающий мир», сформировать необходимые знания и представления будущему гражданину России, качественно усвоить изучаемый материал, пробудить интерес к истории родной страны, мира. По жанру это учебник – хрестоматия, поскольку включает в себя определённое количество информации, которая выходит за рамки программы, но способствует социализации младших школьников через домашнее чтение, индивидуальное выборочное чтение, проектную деятельность. Учебник представляет собой сборник увлекательных исторических рассказов, документов, легенд. На изучение материала по данному курсу в 4 классе программой отведено 32 часа. Некоторая избыточность материала по каждой теме даёт возможность для учителя восстановить в памяти минимум необходимых знаний, возможность вариативного подхода к планированию урока. Для детей – это богатый материал для чтения, развития кругозора, любознательности.

Курс «Я – гражданин России (Моё настоящее и далёкое прошлое)» даёт возможность учителю в полной мере почувствовать сладость и тяготы небывалой доселе свободы, и основан на глубоком доверии к профессиональным знаниям, умениям и творческим возможностям учителя. Учитель вправе сам составить тематический план: скомпоновать материал по своему усмотрению, определить методику работы над каждой темой, учитывая особенности своего класса, свои знания и опыт. Чёткое определение целей, которые ставит перед собой учитель, работающий по системе Л.В. Занкова, помогает выделить приоритеты, построить логически обоснованный тематический план на весь учебный год.

Исходя из опыта работы, мне показалось естественным соединить тематическое планирование, отражающее содержание изучаемых материалов учебника с проблемой формирования общеучебных интеллектуальных умений. Считаю, что такой подход определяет и систематизирует выбор методов и приёмов организации учебной деятельности – основной в жизнедеятельности младших школьников.

Учебник – хрестоматия «Я – гражданин России (Моё настоящее и далёкое прошлое)» состоит из пяти разделов:

1 – «Наше далёкое прошлое» (6 часов)

2 – «Московское государство» (6 часов)

3 – «Российская империя» (5 часов)

4 – «Россия в 19 веке» (5 часов)

5 – «История и современность» (8 часов)

В преподнесении знаний по истории в начальном звене школы нельзя переносить методику работы, приемлемую для старшеклассников. В этом случае можно совершить ещё более грубую ошибку: превысить уровень трудоёмкости, который в состоянии преодолеть младший школьник. Тогда мы оттолкнём его от истории, от науки. «Не навреди!» — здесь очень уместен этот призыв. Ребёнок – не сосуд, который нужно наполнить. Ребёнок активно впитывает информацию лишь тогда, когда сам искренне стремится к этому, предпринимая определённые шаги, действия.

Чтобы путешествие в прошлое сделать для ребёнка увлекательным и запоминающимся, первое занятие провожу в форме презентации факультативного курса «История России». Главная задача первого занятия: заинтересовать, удивить, увлечь детскую аудиторию, поддержать высокий уровень познавательной активности. Ребёнок входит в мир великим исследователем. Уровень его любознательности в младшем школьном возрасте настолько высок, что нельзя не воспользоваться моментом и не открыть перед ним дверь в целый пласт знаний – ИСТОРИЮ.

С первых занятий в ряду методических приёмов обязательно использую прием организации процесса наблюдения. Постановка учебной задачи для наблюдений открывает простор для активной мыслительной деятельности, для обсуждения, осмысления увиденного. На каждом занятии приучаю детей к слушанию. Слушание для ребёнка – это не пассивное времяпровождение. Критерием внимания ученика во время рассказа учителя является способность его осмыслить, прокомментировать, осознать, высказать своё отношение к услышанному, решить проблемную ситуацию на основе полученных на слух знаний. Одновременно с наблюдением и слушанием обучаю на занятиях чтению текстов учебника – хрестоматии. Своеобразие, разножанровость текстов требуют от учителя изобретательности и продуманности в организации детского чтения. Интересных текстов в книге много, но ни в коем случае нельзя превращать уроки истории в уроки чтения. Часть текстов, наиболее сложных для восприятия, можно давать лишь в пересказе учителя с фрагментарным, выборочным чтением. Другая часть текстов может быть использована для самостоятельного чтения детьми. Использую на занятиях и «чтение-погружение». Читая древние легенды, исторические документы, литературные произведения, мы пытаемся обязательно погрузиться и в языковую среду другой эпохи. Самый распространённый вид чтения на занятиях – это, несомненно, аналитическое чтение. На аналитическое чтение не следует жалеть времени. Именно на таких занятиях, рассматривая вопросы и анализируя прочитанное, выявляя принципиально важное для понимания глубоких процессов истории, дети начинают осознавать связь времён, единство законов развития общества.

Материал учебника – хрестоматии предоставляет возможности для работы над разными видами пересказа: выборочного и краткого, подробного и обобщённого. Такие виды пересказа требуют глубокого осмысления, сжатия информации, умения выделить главное, чётко проследить сюжетную линию. Этому надо учить, и мне представляется вполне разумным, обучать составлению опорного конспекта. Многие дети вполне успешно используют опорный конспект для подготовки пересказов, а затем мини-докладов и сообщений. Примером обобщённого пересказа можно считать и составление исторических портретов Ивана Грозного, Степана Разина, Петра Первого, Ивана Сусанина, декабристов, героев гражданской войны.

Усвоение знаний по истории, как и по любому другому предмету, требует усвоения новых понятий, терминов. Учебник – хрестоматия снабжён толкованиями множества новых для детей слов. Ученики быстро привыкают при чтении обращаться за справками к этим сноскам. Некоторые дети так увлекаются этой работой, что по собственной инициативе заводят отдельную тетрадь для работы над словами. Но для большинства учеников эта работа ещё трудна. Считаю, что данный вид работы следует проводить в форме занимательной игры, например, при составлении кроссвордов и викторин соответствующей тематики. В процессе работы над разделом «Российская империя» после обмена впечатлениями о прочитанном, у детей появилось желание составить мини- кроссворд в группах. Затем был составлен большой кроссворд – как продукт коллективного творчества учителя и учеников. Ключевое слово «искусство» послужило мостиком для перехода к изучению темы « Сокровища России 19 века»

Кроссворд по теме:

« Путешествие по страницам истории»

1.Название постоянного войска у русских князей.

2. Великий русский полководец, генералиссимус русской армии.

3.Почитаемый на Руси церковный деятель, благословивший русское войско на битву с монголо-татарами на Куликовом поле в 1380 году.

4. Иконописец, написавший икону «Троица».

5.Православный монах, русский богатырь, сразившийся с Челубеем.

6.Фамилия русского героя, который ценой своей жизни погубил отряд поляков, задумавших убить царя Михаила Романова.

7.Старинное русское название денежной сумки.

8.Первый русский книгопечатник.

9. Имя первого русского князя.

1. Д Р У Ж И Н А

2.С У В О Р О В

3.Р А Д О Н Е Ж С К И Й

4.Р У Б Л Ё В

5.П Е Р Е С В Е Т

6.С У С А Н И Н

7.К А Л И Т А

8.Ф Ё Д О Р О В

9.О Л Е Г

Историческая викторина

1.Назови дату образования Древнерусского государства.

2.В каком году и кем на Руси принято христианство?

3.Почему новгородского князя Александра Ярославовича народ

прозвал Невским?

4.Основатель города Санкт-Петербурга.

5.О ком написал эти строки А.С. Пушкин

«…он сам был нашим первым университетом»?

6.В честь какого события в истории России был построен

храм Христа Спасителя?

7.Автор книги «Наука побеждать».

8. «Россию поднял на дыбы…» — о ком эти строки?

( назови автора)

Особого внимания, на мой взгляд, заслуживает проблема организации самостоятельной работы с учебником – хрестоматией. «Я – сам!» — говорит ученик, он хочет попробовать свои силы в новом для себя деле. Если нет этого заветного «Я – сам!» — угасает радость учебного труда, появляются иждивенчество, пассивность, скука. Между тем, быть самостоятельным при изучении прошлого младшему школьнику не так-то просто. Желание ребёнка самостоятельно работать с книгой напрямую зависит от сформированности навыка чтения, от устойчивости интереса к предмету, от умения работать с учебной книгой экономично по времени и эффективно по результату. Это умение не приходит само собой. Считаю, что необходимо учить готовить определённый вид пересказа, делать опорный конспект, доклад, составлять кроссворд, таблицу – и только потом требовать от детей самостоятельной аналогичной работы на занятии или дома. На собственном опыте пришлось убедиться, что домашнее задание должно быть:

- чётко структурированным (продумать, что из изучаемого материала следует предложить для заучивания, пересказа, для ознакомления, на какие вопросы отвечать)

- дифференцированным по уровню трудности

- разумным по объёму и реальным для запоминания

(желательно, чтобы домашнее задание имело обязательную и необязательную часть; обязательная должна быть посильной для самого слабого ученика, необязательная –яркая, интересная, познавательная – должна быть очень привлекательной для всех, выполнение её учеником должно поощряться призами, участием в игре)

- увлекательным

(содержать элемент новизны, творчества, быть неожиданным, удивительным: подготовка к путешествию на машине времени, создание диафильма, портрета, подготовка к конкурсу кроссвордов, к диспуту)

Необходимая для личностного развития ребёнка позиция «Я – сам!» культивируется и организуется, направляется учителем незаметно, но специально и целенаправленно. Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребёнка самостоятельность, волевые качества, умение рационально организовать учебный труд.

Следует отметить, что содержание учебника – хрестоматии «Я – гражданин России (Моё настоящее и далёкое прошлое)» построено с учётом хронологического принципа, что значимо как для современного учителя, так и для подрастающего гражданина. Темы подобраны таким образом, что предыдущее «ведёт за собой следующее», так как они связаны идейной стилистической связью и создают у детей целостное системное представление о человечестве. Таким образом, у учащихся формируются яркие, образные представления о ключевых событиях, явлениях и процессах отечественной и всемирной истории, отдельные курсы которых будут изучаться в старшей школе.

Известно, что изучение истории малой родины в большинстве стран начинается в начальной школе, а затем на последующих ступенях школы изучаются курсы мировой и отечественной истории. Такой подход не случаен. Именно в младшем школьном возрасте в эмоциональной сфере ребёнка формируются первые ощущения и представления о малой родине, психолого-этический комплекс, обслуживающий дальнейшее развитие чувств и поведенческих стереотипов гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения.